Обеспечение учащегося учебниками
Учебник по литературному чтению — это, прежде всего, проводник в сложный и прекрасный мир литературы и искусства. Задача курса литературного чтения — а сле-довательно, и учебника — привить интерес, вызвать потребность в чтении, научить об-щаться с книгой, размышлять, постигать смысл прочитанного.Нацеленность образовательной систе-мы «Диалог» на формирование диалогиче-ского мышления сказалась в отборе, распо-ложении и методике изучения литератур-ного материала. При отборе произведений для включения в учебник учитывались по-тенциал доступных ребенку младшего школьного возраста культурных связей, жанровое разнообразие, ярко выраженная образность, отражающая национальную специфику, нравственная направленность произведений. Это обеспечило возмож-ность проведения сопоставительного ана
лиза произведений, выстраивания на уроке разных видов диалога.
Диалог между изучаемыми произведе-ниями помогает выстроить структурирова-ние учебника по проблемному принципу. В название каждого раздела вынесена проб-лема, которая так или иначе затрагивается в каждом из помещенных в разделе произве-дений. При этом от класса к классу пробле-мы усложняются. Так, I класс начинается с раздела «Как аукнется — так и откликнет-ся», материалы которого подводят учени-ков к постижению важнейшего нравствен-ного закона: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Четвер-тый класс начнется с раздела «Человек пе-ред выбором», при чтении которого ученик вместе с героями произведений будет со-вершать нравственный выбор, размышлять о том, что выбор несет за собой ответствен-ность. Название части разделов прямо нацеливает на диалог: «Научно-познаватель-ная и художественная литература», «Чело-век, пространство, время», «Диалог искус-ств», «Человек и история».
В основе диалога читателей — ученика и учителя, ученика и одноклассников, учени-ка и родителей — лежит восприятие каждо-го человека как значимого другого, облада-ющего иным сознанием, как интересного и равноправного собеседника. Диалогиче-ская позиция предполагает, что образова-тельный процесс — это процесс взаимодей-ствия, и его цель — развить индивидуаль-ность, уникальность всех его участников, поэтому учебник не содержит образцов от-вета, алгоритмов действий. Чтение и анализ текста — процессы творческие, читатель имеет право на индивидуальное восприя-тие, на собственную точку зрения, при этом важно приучать детей обосновывать свою позицию текстом произведения. Поэтому анализ текста всегда базируется на чтении, внимательном отношении к тексту, на ос-мыслении авторского выбора — слова, пер-сонажа, композиции и т.д.
Учебник I класса открывается баснями Л.Н. Толстого с подзаголовком «Из Эзо-па». Внимание учеников обращается на то, что сюжеты басен Эзопа возникли еще до появления письменности и были записаны много лет спустя. Толстой перевел басни Эзопа для детей в ХIХ в., а мы в ХХI в. на-чинаем свое знакомство с литературой с этих басен. Возникает вопрос: что же несут в себе басни, если на протяжении тысяче-летий люди вновь и вновь обращаются к историям о муравье и голубке, осле и лоша-ди, льве и мыши?
Пасечник В.В. , Г.Г. Швецов
Пасечник В.В.
Учебник для 5-6 класса переработан в соотвествии с требованиями примерной образовательной программы. Он отвечает базисному учебному плану по биологии (в объеме по 1 ч/нед. в 5 и 6 кл.) и авторской рабочей программе. В 5 классе рассмотрены основные признаки организмов и многообразие организмов (бактерии, грибы, лишайники, растения). В 6 классе дан материал о жизнедеятельности организмов, строении и многообразии покрытосеменных растений. Предлагаемый учебник – самодостаточная книга. Его структурно-содержательная модель обеспечивает организацию учебного материала в соответствии с разными формами учебной деятельности. Полезные советы в начале книги помогут школьнику грамотно организовать свою учебную деятельность. Основная единица учебника – структурированный параграф. Информационный блок параграфа содержит материал, полностью реализующий предметные требования и позволяющий формировать основные умения, направленные на достижение личностных и метапредметных результатов. Сквозная идея линии УМК - развитие и формирование УУД на предметном биологическом материале - поддержана рубрикой "Шаги к успеху". Разнообразие дифференцированных заданий стимулирует формирование познавательных потребностей и развитие познавательных способностей учеников. Деятельностный блок "Моя лаборатория" позволяет отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций, обеспечивает практическую направленность курса. |

В.В.Пасеник
Допущено Министерством просвещения Российской Федерации.
11-е издание.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/689730/

О.С. Габриелян