- Автор
- У. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др
- Серия
- Укажите серию
- Класс
- 1-1 класс
- Предмет
- Литературное чтение
- Вид материала
- Учебник
Учебник по литературному чтению — это, прежде всего, проводник в сложный и прекрасный мир литературы и искусства. Задача курса литературного чтения — а сле-довательно, и учебника — привить интерес, вызвать потребность в чтении, научить об-щаться с книгой, размышлять, постигать смысл прочитанного.Нацеленность образовательной систе-мы «Диалог» на формирование диалогиче-ского мышления сказалась в отборе, распо-ложении и методике изучения литератур-ного материала. При отборе произведений для включения в учебник учитывались по-тенциал доступных ребенку младшего школьного возраста культурных связей, жанровое разнообразие, ярко выраженная образность, отражающая национальную специфику, нравственная направленность произведений. Это обеспечило возмож-ность проведения сопоставительного ана
лиза произведений, выстраивания на уроке разных видов диалога.
Диалог между изучаемыми произведе-ниями помогает выстроить структурирова-ние учебника по проблемному принципу. В название каждого раздела вынесена проб-лема, которая так или иначе затрагивается в каждом из помещенных в разделе произве-дений. При этом от класса к классу пробле-мы усложняются. Так, I класс начинается с раздела «Как аукнется — так и откликнет-ся», материалы которого подводят учени-ков к постижению важнейшего нравствен-ного закона: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Четвер-тый класс начнется с раздела «Человек пе-ред выбором», при чтении которого ученик вместе с героями произведений будет со-вершать нравственный выбор, размышлять о том, что выбор несет за собой ответствен-ность. Название части разделов прямо нацеливает на диалог: «Научно-познаватель-ная и художественная литература», «Чело-век, пространство, время», «Диалог искус-ств», «Человек и история».
В основе диалога читателей — ученика и учителя, ученика и одноклассников, учени-ка и родителей — лежит восприятие каждо-го человека как значимого другого, облада-ющего иным сознанием, как интересного и равноправного собеседника. Диалогиче-ская позиция предполагает, что образова-тельный процесс — это процесс взаимодей-ствия, и его цель — развить индивидуаль-ность, уникальность всех его участников, поэтому учебник не содержит образцов от-вета, алгоритмов действий. Чтение и анализ текста — процессы творческие, читатель имеет право на индивидуальное восприя-тие, на собственную точку зрения, при этом важно приучать детей обосновывать свою позицию текстом произведения. Поэтому анализ текста всегда базируется на чтении, внимательном отношении к тексту, на ос-мыслении авторского выбора — слова, пер-сонажа, композиции и т.д.
Учебник I класса открывается баснями Л.Н. Толстого с подзаголовком «Из Эзо-па». Внимание учеников обращается на то, что сюжеты басен Эзопа возникли еще до появления письменности и были записаны много лет спустя. Толстой перевел басни Эзопа для детей в ХIХ в., а мы в ХХI в. на-чинаем свое знакомство с литературой с этих басен. Возникает вопрос: что же несут в себе басни, если на протяжении тысяче-летий люди вновь и вновь обращаются к историям о муравье и голубке, осле и лоша-ди, льве и мыши?